Досмотры до выпуска товаров в МОТ будет проводить спецгруппа
Согласно распоряжению ФТС России от 08.06.2021 г. в Московской областной таможне в рамках эксперимента создадут специальную группу, которая будет отвечать за досмотры до выпуска товаров. Подразделение будет действовать с 15.06.2021 г. по 31.01.2022 г. Каковы цели и задачи эксперимента и чего от него ожидать участникам ВЭД, рассказали представители логистических компаний.
8 июня 2021 г. руководитель ФТС России Владимир Булавин подписал распоряжение N 131-р "Об организации работы на отдельных таможенных постах Московской областной таможни".
Эксперты сходятся во мнении, что создание спецгруппы направлено прежде всего на противодействие коррупции при проведении досмотров до выпуска товаров. Если ранее досмотры проводились инспекторами на постах фактического контроля, теперь планируется, что это будут делать сотрудники специально созданной рабочей группы из числа должностных лиц Московской областной таможни (МОТ).
"Более того, даже бывшие сотрудники таможенного поста (которые, например, перевелись на работу в областную таможню), на котором проводится досмотр, не смогут при нем присутствовать. Это позволит сделать процесс проверки более прозрачным", ― отмечает руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян.
Впрочем, как будет организована работа спецгруппы, пока неясно.
Елена Парамонова, директор департамента таможенного оформления FM Logistic в России, считает, что подразделение должно базироваться в каком-то определенном месте (например, в помещении МОТ), а при назначении досмотра выезжать на посты фактического контроля и на таможенные склады для проведения досмотра. Однако необходимо учитывать, что Давыдовский, Истринский, Лобненский и Сходненский таможенные посты, заявленные в эксперименте, находятся в удалении от Московской областной таможни.
"Вопрос в том, через какой промежуток времени будет фактически начат досмотр, сколько таких процедур в день сможет проводить один таможенный инспектор данной группы, какое количество сотрудников будет в группе, ― говорит Елена Парамонова. ― В любом случае, я думаю, что в начале пути временных задержек точно не избежать, главное, чтобы в процессе эксперимента были учтены все нюансы, и бизнес в очередной раз не столкнулся с проблемой по увеличению сроков таможенного оформления".
Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании "ДАКСЕР", в свою очередь, отмечает, что проведение досмотра всегда увеличивает затраты на прохождение таможенного контроля и обычно ложится на плечи декларанта.
"В нашей практике был случай, когда досмотр проводили дважды на один и тот же груз, заявленный в ДТ (декларации на товары ― прим. редакции), ― рассказывает эксперт. ― Нарушений не нашли, но клиент понес дополнительные расходы по простоям транспорта, погрузо-разгрузочным работам и хранению товаров на СВХ".
Представители логистических компаний полагают, что для адекватной оценки деятельности спецгруппы необходимо некоторое время поработать в условиях эксперимента, но ставят важный вопрос: если все процессы будут сконцентрированы в одних руках, не усугубит ли это положение дел?
© TKS.RU