О преимуществах досудебного урегулирования споров в сфере таможенного регулирования

Что делать если Вы столкнулись с правонарушением или несправедливостью, в результате чего были ущемлены Ваши права и законные интересы в рамках таможенного законодательства?

Многие считают судебный процесс наиболее эффективным способом защиты своих интересов, но эта точка зрения весьма противоречива и имеет альтернативу.

ТК ЕАЭС предусмотрено, что любое лицо имеет право обжаловать решения таможенных органов. В целях реализации этого права предусмотрен порядок обжалования неправомерных решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела. Данный порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также решений, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Порядок обжалования решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в Российской Федерации регулируется главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Согласно ст. 285 Федерального закона N 289-ФЗ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В чем же преимущество досудебного урегулирования споров в области таможенного дела?

Во-первых, срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц. При необходимости он может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется обратившемуся лицу заказным письмом с уведомлением. В то же время рассмотрение дела в суде осуществляется в среднем около трех месяцев, а с учетом дальнейшего обжалования может продолжаться и более длительное время, зачастую выходя за рамки одного года.

Во-вторых, вы сможете избежать лишних затрат денежных средств. При подаче иска потребуется, как минимум, оплатить государственную пошлину. Добавьте к этому расходы на копирование и сбор необходимых документов, и вы поймете, что разрешение спора в суде — процесс действительно затратный. Услуги адвоката для защиты в суде будут стоить дороже, чем при урегулировании спора в досудебном порядке. И, если решение будет принято не в вашу пользу, эти расходы вы никогда не вернете.

Рассмотрение же спорной ситуации вышестоящим таможенным органом производится бесплатно.

В-третьих, решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения, и у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.

В-четвертых, таможенный орган осуществляет консультирование, а также личный прием граждан, где Вы можете получить исчерпывающие пояснения по сложившейся спорной ситуации.

Необходимо отметить, что многие участники ВЭД пользуются преимуществами досудебного урегулирования споров, так в 2020 году к таможенным органам было предъявлено 6 113 иска (не включая дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности). По искам к таможенным органам судами приняты отрицательные решения в отношении 34% от общего количества судебных дел.

На фоне незначительного увеличения общего объема исков, предъявленных к таможенным органам, количество исков об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела сократилось с 5 590 в 2019 году до 5 221 в 2020 году.

Одновременно с этим количество жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела увеличилось с 5 409 в 2019 году до 5 931 в 2020 году.

Также сокращается количество рассмотренных судебных дел и судебных решений указанной категории, вынесенных не в пользу таможенных органов, наряду с увеличением рассмотренных по существу жалоб и решений об удовлетворении требований заявителей по результатам их рассмотрения.

При этом доля судебных решений, вынесенных не в пользу таможенных органов, по отношению к общему количеству рассмотренных судебных дел и доля удовлетворенных жалоб по отношению к общему количеству жалоб, рассмотренных по существу, сохраняются практически на одном уровне.

Указанная динамика свидетельствует о смещении акцентов с судебного на досудебный порядок урегулирования споров, повышении уровня доверия участников таможенных правоотношений к досудебному обжалованию и эффективности принимаемых мер по повышению уровня законности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела.

Преимуществами досудебного порядка обжалования являются его простота и оперативность.

© Пресс-служба ЦТУ

2021-06-21