Определение таможенной стоимости товаров и ее контроль таможенными органами
В первой статье мы обратим внимание на самую большую проблему, возникающую при совершении таможенных операций связанных с выпуском товаров – «определение таможенной стоимости товаров и ее контроль таможенными органами».
Рекомендации в случае, если таможенный орган не согласился с заявленной вами таможенной стоимостью по стоимости сделки с ввозимыми товарами и по результатам дополнительной проверки принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа
На основании пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 25.01.2008 (далее – Соглашение), метод 1 (стоимости сделки с ввозимыми товарами) может быть отклонён, только если не выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
Также таможенный орган может отклонить заявленную таможенную стоимость, если докажет, что такая стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 3 статьи 2 Соглашения).
Таким образом, сам факт отклонения заявленной таможенной стоимости от некоторой величины не является основанием для непризнания заявленной декларантом таможенной стоимости.
Если ни одно из вышеперечисленных условий отклонения метода заявления таможенной стоимости в ходе дополнительной проверки не доказано таможенным органом, рекомендуем Вам обжаловать решение о корректировке в вышестоящем таможенном органе или суде в установленный законом трехмесячный срок от даты получения вами указанного решения (см. статью 40 Федерального закона РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010).
В этом, наша компания Вам поможет и обеспечит наилучший сервиз при минимальных затратах.
Если срок обжалования пропущен, вы можете обратиться в таможню с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, с целью проведения «обратной» корректировки таможенной стоимости, т.е. обратиться с просьбой об изменении скорректированной таможенной стоимости на заявленную вами величину. Порядок внесения изменений и(или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.
В заявлении о внесении изменений и(или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, необходимо со ссылками на Соглашение детально изложить, почему вы считаете, что метод 1 был вами правильно применен и у таможенного органа не было оснований для корректировки заявленной таможенной стоимости. В подтверждение позиции необходимо приложить документы, подтверждающие заявленные вами сведения по таможенной стоимости.
После подачи заявления на внесение изменений в сведения, указанные в декларации на товары, может быть также подано заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сумм таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в заявлении о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов необходимо указать, что ранее подано заявление о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары). Заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов может быть подано не позднее трех лет со дня их уплаты или взыскания.
В случае отказа таможни во внесении изменений в декларацию на товары и(или) в возврате таможенных платежей такое решение (такие решения) таможни может (могут) быть обжаловано(ы) в суде в течение трех месяцев с момента получения отказа или по истечении одного месяца с момента подачи заявления (если решение не будет принято).
Дополнительно обращаем ваше внимание на разъяснения Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 о том, что система оценки ввозимых товаров для цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит от их действительной стоимости, по которой такие товары предлагаются к продаже при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товара и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные ( идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. Таким образом, решение таможенного органа о корректировке должно быть обосновано прежде всего с позиции отказа в применении декларантом метода определения таможенной стоимости по цене сделки.
В развитие указанного Постановления, Письмом ФТС России от 7 октября 2016 года № 01-11/50874 таможенным органам рекомендовано по истечении 20 дней от даты предоставления запрошенных документов направлять декларантам извещение об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки документы и сведения о товарах не устраняют сомнений в достоверности заявленной стоимости, для предоставления декларанту возможности предоставить дополнительные пояснения.
Указанное выше Постановление Пленума содержит также рекомендации судам рассматривать обоснованность решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости в совокупности только с теми документами, которые предоставил декларант в ходе дополнительной проверки по запросу таможенного органа. В этой связи рекомендуем предоставлять все доказательства подтверждения заявленной таможенной стоимости, которые имеются в вашем распоряжении, на этапе дополнительной проверки.