Оспаривание действий (либо) бездействий должностных лиц таможенных органов
Случается, что между таможенниками и теми, кто ввозит или вывозит через границу товары, возникают недопонимания. Зачастую дело не ограничивается негативными эмоциями: случается, что приходится уплатить таможенные платежи в большем объёме, лишиться возможности пользоваться и распоряжаться товаром и прочее
Совет «Не нравится – жалуйтесь в установленном порядке!» в полной мере применим к данной ситуации. А вот напомнить о том, что это за установленный порядок, никогда не бывает лишним.
По закону жаловаться можно как в суд, арбитражный суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Последний вариант часто называют институтом ведомственного обжалования. Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни – региональные таможенные управления, а выше всех – Федеральная таможенная служба.
Если описать этот институт кратко, то любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган подаёт жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Уплаты государственной пошлины при этом не требуется, иных финансовых затрат, аналогичных судебным расходам, лицо не несёт.
Важно подчеркнуть, что ведомственное обжалование ограничено областью таможенного дела: например, жалобы в таком порядке подаются на решения по таможенной стоимости товара, по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, действия по выставлению требований об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товара и так далее. Это не значит, что в вышестоящие таможенные органы нельзя пожаловаться на что-либо иное (например, на постановление о привлечении к административной ответственности).
Однако в данной публикации речь пойдёт только об обжаловании, которое описывает глава 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Начнём с требований к форме и содержанию жалобы. Их несколько, но каждое из них обязательно: жалоба подаётся в письменной форме; заявитель должен её подписать собственноручной подписью; к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя (для руководителей и представителей юридических лиц, представителей физических лиц).
Жалобы, поступившие в таможенные органы по электронной почте (и в том случае, если электронный документ является сканированной копией собственноручно подписанного) и через официальные Интернет – сайты не могут быть приняты к рассмотрению по существу. Разумеется, такая же судьба ждёт жалобы, поступившие по факсимильной связи. Напечатанные на бумаге жалобы с оттиском факсимиле подписи также, образно выражаясь, вне закона.
Важной особенностью обжалования для юридических лиц является следующее: полномочия единоличных исполнительных органов должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. К таким иным документам относятся приказ о назначении на должность генерального директора, директора хозяйственного общества и т.п., либо решение участников общества. Таможню, региональное таможенное управление или ФТС России удовлетворит в качестве учредительного документа копия устава организации, заверенная надлежащим образом. В качестве «иных документов» принимаются, например: учредительный договор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц с отметкой налогового органа о ее выдаче и со сроком давности не более года.
Представителями заявителей могут быть адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица на основании доверенности. Доверенность от имени организации подписывается ее руководителем и скрепляется печатью организации (при наличии печати). Чуть больше требований к доверенности от имени физического лица (гражданина) или индивидуального предпринимателя: её недостаточно подписать доверителю, такой документ может быть удостоверен нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Закон предельно чётко указывает: при подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. При отсутствии этого полномочия таможенные органы отказывают представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу, даже если доверенность составлена на первый взгляд максимально полно и в ней есть некие общие фразы про представительство в государственных и муниципальных органах с правом обжалования и т.п.
При обсуждении правил и порядка обжалования невозможно обойти тему сроков.
Основное, что следует знать: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законом.
По общим правилам срок жёсткий и его необходимо строго соблюдать. Однако, как и в случае со сроками давности при обращении в суды, есть исключение: в случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования он может восстанавливаться по заявлению лица, обратившегося с жалобой. Ключевыми факторами здесь являются наличие заявления лица и – главное - уважительность причины пропуска срока. Окончательное решение о том, является ли причина уважительной и следует ли восстановить срок для обжалования, принимает таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.
При судебном обжаловании первоначального решения в области таможенного дела следует иметь в виду благоприятную для подателей жалоб особенность исчисления сроков. Поскольку лицо, избравшее ведомственный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту, период ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, не включается в срок обращения в суд (так разъяснил Верховный Суд России).
Наша компания готова предложить Вам весь комплекс услуг начиная от подготовки жалоб и их контроля до конечного результата. Исходя из статистических данных наши жалобы удовлетворяют в 98,5 процентах случаев. Звоните! И пока Вы будете заниматься делом, мы позаботимся о Вас.