Стоимость морских грузоперевозок выросла до рекордного уровня
Отрасль еще не оправилась после блокировки Суэцкого канала в марте, как столкнулась с закрытием
терминала в Китае из-за вспышки COVID-19. Цена отправки контейнера в Европу составила $11 тыс. — в
4,5 раза больше, чем в октябре.
Стоимость морских грузоперевозок из Азии в Европу выросла в несколько раз по сравнению с
прошлым годом из-за пандемии, сбоев в работе китайских портов и других факторов. Об этом сообщает
Financial Times.
Издание со ссылкой на данные онлайн-рынка грузовых перевозок Freightos пишет, что стоимость
отправки стандартного 40-футового контейнера из Азии в Северную Европу впервые превысила $11
тыс. Для сравнения: в середине мая цена составляла $8,5 тыс., а в октябре прошлого года — $2 тыс.
Рекордному росту цен на морские перевозки в последние недели поспособствовал сбой в работе
крупного южнокитайского порта Яньтянь. В конце мая власти почти на неделю закрыли терминал
после выявления коронавируса у нескольких портовых работников. К настоящему времени
производительность терминала восстановилась только на 70%. Закрытие порта вызвало перегрузку
соседних терминалов в Китае.
Сбой создал дополнительную нагрузку на и без того испытывающую проблемы судоходную отрасль и
увеличил задержки в цепочках поставок по всему миру. По прогнозам FT, на восстановление морской
логистики потребуется от шести до девяти месяцев.
По словам исполнительного директора консалтинговой компании Vespucci Maritime Ларса Дженсена,
сбой в работе Яньтяня мог быть куда сильнее. "Китайские власти пытаются жестко пресекать
малейшие вспышки COVID-19. Для закрытия целых районов достаточно всего нескольких случаев
заражения", — объяснил он. По мнению эксперта, если коронавирус выявят в других крупных портах
КНР, например в Шанхае, то последствия для мировых грузоперевозок могут быть еще более
катастрофическими.
Как пишет FT, нестабильность на рынке морских перевозок наблюдается с конца прошлого года: из-за
пандемийных ограничений возник дефицит пустых контейнеров. Перекрытие Суэцкого канала почти на
неделю в конце марта только усугубило ситуацию. На повысившийся спрос на контейнеры также
повлиял бум онлайн-покупок на фоне восстановления стран после коронакризиса.
По данным крупнейшего контейнерного перевозчика Maersk, среднее время ожидания судов в
терминале составляет сейчас 16 дней. В попытке избежать проблем многие судоходные компании
перенаправляют свои суда в другие порты; некоторые, чтобы снизить задержки, вообще не заходят в
южнокитайские порты.
Часть компаний искала альтернативу морским перевозкам в виде авиационных или железнодорожных
отправлений. Как рассказал вице-президент по поставкам европейского производителя
электротехники Eaton Клаус Гэб, альтернативные перевозки тоже сильно подорожали и стали
труднореализуемыми — цены на перевозку товаров по всей Евразии удвоились с начала пандемии и
сейчас составляют $36 тыс. за грузовик.
В конце марта из-за севшего на мель в Суэцком канале и заблокировавшего навигацию контейнеровоза
Ever Given многие компании отправляли свои суда в обход Африканского континента. Bloomberg
сообщал, что цены на морские грузоперевозки из Китая в Европу в связи с инцидентом выросли в
несколько раз. По сравнению с допандемийным уровнем стоимость фрахта увеличилась в четыре раза.
© РБК